Главная Мой профиль Выход

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Меню сайта
Статистика


Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » В помощь студентам Терёшкина Наталья Федоровна

Перспектива в рисунке, её виды, основные законы, термины и понятия.
    Перспективный способ изображения более других способов приближается к реальному восприятию предметов человеком, но не совпадает с ним полностью. Процесс восприятия предметов человеческим глазом в натуре является более сложным. Во-первых, проецирование предметов внешнего мира в глазу происходит не на плоскую поверхность, а на поверхность вогнутую, т.е. пространственную. Во-вторых, глаз воспринимает предметы, находясь в постоянном движении. Рассматривая предмет, глаз как бы ощупывает его кругом, перемещая свой главный луч зрения по поверхности предмета. В-третьих, мы смотрим не из одной точки, а бинокулярно - двумя глазами. В-четвертых, и это очень важно, в нашем зрении участвует мозг с его корректирующей работой. 
      В самом начале изучения перспективы следует отметить, что существует два основных ее вида: фронтальная и угловая. Каждая из них имеет свои особенности и в построении и в изобразительной передаче предметов. Фронтальная перспектива проще в исполнении, но в ней имеются заметные искажения, особенно в крайних частях картины. И это сильно ограничивает ее изобразительные возможности. 
      Угловая перспектива сложнее. Однако, в ней меньше заметны искажения, а потому именно этот вид перспективы чаще используется в архитектурном рисунке. 
   Перспективное изображение (или сокращенно перспектива) основано на центральном проецировании. Сущность такого проецирования заключается в том, что какая-либо точка в пространстве (центр проекций или точка зрения) соединяется проецирующими линиями (лучами) c точками предмета в пространстве. Этот пучок лучей пересекается картинной плоскостью, на которой образуется центральная проекция предмета. Это и есть его перспективное изображение.       Если предмет имеет прямоугольные очертания, то пучок проецирующих лучей образует пирамиду, если предмет имеет округлую форму, то пучок лучей приобретает форму конуса. Поэтому центральное проецирование называют еще коническим. 
        Некоторые принципы перспективного построения заключаются в следующем: 
1.Одинаковые по величине предметы имеют на перспективном рисунке разные величины в зависимости от того, ближе или дальше от зрителя они находятся. Размер предмета, расположенного ближе к зрителю, будет больше, чем размер такого же предмета, расположенного дальше от зрителя. 
2. Параллельные линии, уходящие от зрителя, сближаются и сходятся в одной точке (так называемой точке схода). Горизонтальные линии, параллельные между собой в натуре, в перспективном изображении имеют общую точку схода на линии горизонта. 
3. При небольшой высоте предметов вертикальные линии на перспективном рисунке рисуются как вертикальные и параллельные друг другу. Иногда для них также предусматривается точка схода. 
Композиция в перспективном рисунке. 
   Смысл латинского слова «compositio» – сложение, сопоставление, приведение частей в единство. В творческом отношении – это общий замысел, структура произведения искусства. В техническом отношении – расположение частей и связь их между собой в единое целое. 
Композиция на листе. 
     Размещение на листе одного предмета обычно не составляет трудности. Сначала выбирается правильный размер изображения (чтобы ему не было слишком тесно или слишком просторно), а затем изображение помещается немного выше центра листа. Если рисунок состоит из нескольких изображений, то следует сделать эскиз. Изображения, более важные по смыслу, должны занимать центральное место в рисунке. Важно так расположить на листе все элементы рисунка, чтобы лист был равномерно заполнен. На эскизе можно решить основные композиционные вопросы: найти общие пропорции будущего изображения, размеры отдельных его частей и их место на листе, определить положение линии горизонта, а также направления горизонтальных линий, уходящих в точки схода. В поисках хорошей композиции вы можете перемещать рамку, ограничивающую изображение относительно его самого. Для переноса эскиза на большой лист следует найти центр листа (пересечение его диагоналей), сначала на эскизе, а потом на большом листе. Центр будет служить дополнительной «точкой отсчета» при определении места и размеров отдельных элементов изображения.
 
Определение пропорций предметов в натуре. Прием визирования. 
     Рисунок следует начинать с нанесения на бумагу общих габаритов или пропорций предмета, в нашем примере - куба. Вы можете положиться на свою интуицию и глазомер. А можете воспользоваться приемом визирования. Пропорции натуры приемом визирования определяются таким образом: 
1. Руку с карандашом вытягивают в направлении предмета, при этом карандаш занимает перпендикулярное положение к направлению луча зрения. Расстояние между глазом и карандашом не должно изменяться, поэтому руку надо держать все время вытянутой. 
2. Затем зрительно совмещают конец карандаша с одной из крайних точек предмета. Например, если за основу измерения выбран вертикальный размер предмета, нужно совместить кончик карандаша с самой верхней его точкой. Затем следует передвинуть большой палец на карандаше до зрительного совмещения края пальца с нижним краем предмета. Карандаш выполняет функцию измерительного инструмента. 
3. После этого нужно сравнить полученный вертикальный размер с горизонтальным. Для этого, не меняя положения пальцев и держа карандаш в вытянутой руке, ему придают горизонтальное положение. Теперь на длине предмета мы откладываем размер его высоты. Отложив один раз, запоминаем местоположение конечной точки и еще раз передвигаем карандаш, причем так, чтобы край большого пальца зрительно совпадал на предмете с местом, которое только что отмечалось. Таким образом, мы определяем, во сколько раз один из габаритов предмета больше другого. 
      Этот метод позволит нам также зафиксировать на рисунке различные углы и направления. 
    Для верной передачи перспективы горизонтальных линий (в нашем примере – ребер куба), карандаш держат горизонтально, располагая его перпендикулярно направлению взгляда. И, подводя карандаш к направлениям ребер в натуре, мы запоминаем их наклон, и переносим потом на рисунок. 
Добавил: Елена (05.11.2015)
Просмотров: 675
Поиск