Длительный - это значит
от восьми часов и далее. В данном случае - от восьми до шестнадцати часов. Для
длительных рисунков бумага должна быть плотной, хорошего качества. Геометрические
тела обычно используются гипсовые, потому что на белом предмете легче разобрать
градации светотени.
*Расстояние между штрихами во всем рисунке
должно быть одинаково.
*Сила тона штриха зависит от силы нажима
карандаша - чем сильнее нажим, тем темнее штрих.
*Каждый штрих с ничего начинается и сходит на
нет - это обеспечивает равномерность тона там, где области штриховки
накладываются друг на друга.
* Исключение может быть там, где надо резко
обозначить границу - штрих делается поперек границы, идет жестко, начинаясь от
этой границы и сходит «на нет».
* Штрихи делаются недлинными, рука опирается
на мизинец, удержание карандаша как при письме. На мизинец можно надеть швейный
наперсток, чтобы не пачкать рисунок.
* При повторных прокладках штриха
направление штриховки меняется. Это делается для того, чтобы промежутки между
штрихами не забивались. Между штрихами, даже в самом темном месте, бумага должна
«светиться» - это дает единство фактуры рисунка, придает рисунку цельность.
* Кроме штриховки вдоль края формы, как при
работе штриховыми полями, мы будем использовать штрих по форме, придавая ему
направление подобно тому, как мы это делали на пятом занятии. Также возможно и
произвольное направление штрихов. Наряду с прямым возможно применять дуговой
штрих.
* Карандаш должен быть остро отточен - за этим
надо все время следить - иначе рисунок будет выглядеть небрежным. Категорически
не допускается размазывание грифеля по рисунку.
Бумага (60х45) должна
быть плотной, хорошего качества. Карандаш, в основном, используется средней
мягкости. Там, где нужен очень темный тон можно использовать более мягкий
карандаш, для тонкой нюансировки в светлых местах - более твердый.
Делаем линейный рисунок
постановки. Затем делаем первую штриховую прокладку.
1. Первая прокладка
делается по всем темным местам равномерным средней силы тоном "с
запасом" - с выходом штриховки за контуры пятен. В первой прокладке
окончания штрихов могут быть жесткими и даже иметь "петельки" - эти
окончания затем убираются ластиком. Первая прокладка делит рисунок на «свет» и «тень».
Закончив ее, убираем ластиком все, что выходит за границы рисунка.
2. Вторую прокладку делаем по падающим теням,
значительно усиливая их - падающие тени самые сильные. Вторая прокладка делит
рисунок на свет, собственную тень и падающую тень.
3.Третью прокладку делаем по переломам
светотени - самой темной градации среди собственных теней. Эта градация
называлась "тень" - см. первое занятие.
4. Четвертая прокладка делается по всей собственной
тени, исключая рефлексы, то есть по теням и полутеням.
5.Далее идет работа над нюансировкой,
уточнением тоновых отношений. Каждый этап работы делается во всем рисунке и
только потом можно приступить к следующему - нельзя доводить до готовности один
кусок, а потом - другой. Время от времени надо отходить от рисунка и глядеть на
него издали, прищурившись.
На переднем плане контраст
резче, на дальнем - мягче. Задний план надо делать менее контрастным, чем он
видится в натуре - таким образом мы дадим глубину изображению.
Также надо следить за
тем, чтобы падающие тени не становились самостоятельными предметами - их надо
делать мягче и однородней, чем в натуре. Не гонитесь за нюансами тона в
падающих тенях - они дадут неуместную дробность. Чтобы увидеть падающие тени
как единую массу, надо убрать весь свет, кроме подсветки.
Круглые предметы на
свету надо делать к краю темнее, а в тени - светлее. Обратите внимание на
разницу градаций собственных теней на шаре и кубе: на шаре присутствуют все
градации. Их последовательность: блик, свет, полутень, тень, полутень, рефлекс.
На кубе нет плавных
переходов. Там мы видим три грани - освещенную, освещенную вскользь и теневую.
Однако эти грани нельзя заштриховать однородным тоном. Освещенная грань и грань,
освещенная вскользь, будут несколько темнее по мере удаления. В теневой грани
по мере удаления тон светлее, в ней градации тона несколько сложнее, чем на
освещенных гранях за счет рефлексов.
В завершении проводится
работа над разницей контрастов и делается обобщающая прокладка по всем теням,
чтобы придать форме цельность. То есть, мы идем от больших отношений ко все более мелким,
но затем снова возвращаемся к большим отношениям. |