УПРАЖНЕНИЕ
№1
Для упражнения потребуются:
— два участника;
— часы (желательно с секундомером);
— листок чистой бумаги;
— ручка (шариковая или гелиевая, но именно
ручка,- это важно).
Один из участников будет «Заказчиком», другой
— «Исполнителем» (Дизайнером).
«Заказчику» выдаются часы и право голоса,
«Исполнителю» — бумага и ручка.
Начало упражнения:
«Заказчик» засекает 10 минут и дает задание
«Исполнителю»:
«Нарисуйте мне, пожалуйста, красивую
девушку."
Далее, пока «Исполнитель» рисует, стоя у него
«над душой», высказывать следующие пожелания к рисунку:
0:30 — Пусть у нее в руке будет меч.
1:00 — Двуручный меч, который она держит
обеими руками!
1:30 — А в другую руку ей дайте УЗИ.
2:00 — Пусть она будет уставшей
путешественницей,
присевшей отдохнуть.
2:30 — На меч она опирается, отдыхает, значит.
3:00 — Пусть на ней будет развивающийся по
ветру плащ!
3:30 — ...И купальник.
4:00 — А лучше доспех!
4:30 — Нет... униформа!
5:00 — Уберите плащ, он не идет к униформе.
5:30 — Пусть она смело стоит на мостике
космического крейсера!
6:00 — Почему у нее меч? Уберите это старье. А
УЗИ переделайте в бластер!
6:30 — Ее волосы развиваются по ветру... для
красоты, значит.
7:00 — Бластер не смотрится... уберите его.
Она вообще капитан этого корабля, ей не нужен
бластер!
7:30 — Ей нужна фуражка капитана! И аккуратно
собранные на голове волосы!
8:00 — И сидеть она должна в кресле капитана!
8:30 — Красивая, суровая и необычайно смелая
капитанша корабля пиратов...
9:00 — Нет, эскадры боевого флота
Галактической Федерации!
9:30 -... Вытягивая палец, отдающая приказ о
смене курса...
По истечению 10 минут «Заказчик» берет работу
«Исполнителя», критически ее осматривает и высказывает свое впечатление:
«Ну, это же совсем не то, что я хотел! А где
ее верный советник?
А почему у нее нет табельного оружия? И
вообще, почему она такая некрасивая и суровая?
Я же просил КРАСИВУЮ девушку! И вообще на
рисунке столько каракулей... Плохой вы дизайнер, зря я к вам обратился... Не буду платить за
такую халтуру!"
Для большей остроты ощущений, можно взять
целую «Команду Исполнителей», и пусть они вместе рисуют «большой и красивый
пейзаж» за 10 минут.
УПРАЖНЕНИЕ
№2
2.1.
Упражнение на описание
Цель: научится видеть в предметах или явлениях
сущностное, реально связанное с их бытийностью.
Задача: точно и полно описать увиденное, без
привлечения ассоциаций, интерпретаций и мыслительных операций.
Результат: умение ответить на вопрос ЧТО? я
вижу перед собой фактически.
2.2.
Упражнение на сравнение (сравнение видовых и родовых различий и сходств)
Цель: научится видеть в предметах и явлениях
существенные, связанные с их бытийностью характеристики.
Задача: сравнить между собой два предмета или
явления, увидеть отличительные, а главное – сходные характеристики и качества.
Результат: умение ответить на вопрос КАКИМ?
является то, ЧТО я вижу перед собой фактически.
2.3.
Упражнения на метаморфозу (превращение деятельностное и генетическое)
поиск метаморфозы, превращающий один предмет в
другой
поиск предмета, получающегося из известного
предмета с помощью известной метаморфозы
поиск предмета, из которого получается
известный предмет с помощью известной метаморфозы
Цель: научиться видеть в предметах и явлениях
внутреннее движение и связи, законы природной гармонии.
Задача: определить неизвестное в одном из трех
уравнений
1 ---> Х ---> 2
1 ---> метаморфоза ---> Х
Х ---> метаморфоза ---> 2
Результат: умение ответить на вопрос КАК?
осуществляется внутреннее движение в том, ЧТО я вижу перед собой, так, что оно
становится ТАКИМ, КАКИМ я его вижу фактически.
Большой опыт проведения всего комплекса
упражнений в ходе решения практических задач, так и в учебных аудиториях
различных уровней подготовленности показывает, что их применение приносит
хорошие результаты и при этом не разрушает творческой индивидуальности
дизайнера и весьма деликатно сочетается с его культурными и ценностными
корнями. |