Плохой хозяин растит
сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный
воспитывает работников.
(Японская
мудрость)
Цели методической службы школы
Удовлетворение актуальных
потребностей педагогов в организации профессиональной деятельности.
Формирование потребностей
педагогов, находящихся в зоне их ближайшего профессионального развития и т.д.
Повышение уровня
профессионального мастерства педагогов как основание для осмысления реализации
идей современного образования.
Научно-методическое обеспечение
условий инновационной работы педагогов.
Основные
задачи внутришкольной методической службы
Целенаправленная подготовка
руководителей ШМО к
работе по созданию системы
непрерывного образования педагогов.
Обеспечение социальной защиты учителя
через механизм аттестации педагогических кадров.
Создание
системы методических услуг в соответствии с потребностями педагогов по основным вопросам обновления школы.
Развитие педагогического творчества, повышение
квалификации педагогических
работников.
Создание
условий для научно-практической работы
педагогов в режиме инновационной
деятельности учебного заведения.
Информационное обеспечение педагогов
в соответствии с
их потребностями.
Содержание
методической работы обусловлено: Законом РФ «Об образовании в РФ», нормативными
документами, инструкциями, приказами Министерства образования и науки РФ, рекомендациями Министерства образования Оренбургской
области, программой развития образовательного учреждения;
результатами состояния образовательного процесса, уровнем обученности, воспитанности и
развития учащихся ОУ;
областным базисным учебным планом, образовательными стандартами, наличием
вариативных учебников и учебных пособий;
знаниями по психологии, педагогике,
методике, управлению;
освоением инноваций, внедрением ИКТ в
учебную деятельность;
наличием профессиональных интересов и
запросов педагогов.
Принципы, лежащие в основе обновления внутришкольной методическойработы
(ВМР):
недопустимость сведения ВМР к работе по частным методикам;
отказ от оценки ВМР
только по показателю процесса и переход к критериям
оценки конечного результата (профессионализм учителя; качество знаний,
умений учащихся, уровень индивидуального развития учащихся);
диагностическая основа целей, содержания
и форм ВМР;
использование новых и
модернизация традиционных форм и методов организации ВМР;
перенос акцента в
содержании методической работы на развитие интеллекта, культуры, в т.ч.
духовной, кругозора, системности мышления учителя.
Последовательное
развитие ВМР: от коллективных форм к самообразованию, от
принудительно-обязательного участия в методической работе - к добровольному.
Выбор оптимальной для своей школы
структуры ВМР.
Ориентация ВМР на развитие
образовательного учреждения.
Принцип содержательной
индивидуализации и личностной персонализации, выражающейся в создании условий
для реализации собственного «Я».
Направления
в деятельности школьной методической службы
Цели и задачи обновления
школы, анализ существующей передовой практики позволяют выделить следующие
направления в деятельности школьной методической службы, которые необходимо
реализовать совместно с органами муниципальной методической службы:
1. Информационная
деятельность:создание банка данных педагогической информации о достижениях
науки практики, в т.ч. из опыта работы педагогического коллектива школы.
2. Диагностико-прогностическая деятельность: диагностикапотребностей кадров в повышении
квалификации; диагностика информационных запросов;
3. В области содержания образования:подготовка кадров к
освоению учебного плана предпрофильного и профильного обучения (освоение
вариативного обучения, изучение и освоение образовательных стандартов,
учебников нового поколения, новых педагогических технологий, разработка и
освоение школьного компонента и др.)
4. Инновационная,
опытно-экспериментальная работа:
управление опытно-экспериментальной работой;
овладение
навыками экспертизы инновационных программ,
учебников,пособий, технологий.
5. В области
аттестации педагогических кадров:
подготовка педагогов к самооценке профессиональной
деятельности, самоаттестации.
Содержание методической работы школы
Работа над общешкольной
методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный
интерес.
Поиск, обобщение, анализ и
внедрение передового педагогического и управленческого опыта в различных
формах.
Методическое сопровождение
самообразования и саморазвития педагогов через механизм аттестации.
Разработка, анализ и внедрение
современных методик образования и воспитания.
Разработка системы мониторинга
образовательного процесса в школе через внедрение тестовой, диагностической
базы.
Просветительская деятельность
и информационная поддержка педагогов.
Система демонстрации результатов труда
учителя.
…
Хорошо организованная
методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического
мастерства учителей связующим в единое целое всю систему работы школы. Роль
методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с
необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и
формы обучения, постоянно накапливающийся
опыт по решению образовательных и воспитательных проблем.
С
целью совершенствования структуры,
форм и методов
работыметодической службы школы
в учебном году
в школе может
быть организована работа информационно-методического центра, целью деятельности которого является:
создание условий для обучения всех
участников педагогического процессановым технологиям обучения и воспитания
учащихся;
изучение
профессионального потенциала педагогов и способность его к
развитию и совершенствованию;
диагностирование запросов
и корректировка методических
затрудненийпедагогов;
оказание методической помощи
педагогам в случае
профессиональныхзатруднений;
развитие и поддержка
инициативы педагогов, стремления к творческомуросту, проявления своей
педагогической индивидуальности.
Основные направления деятельности
информационно-методического
центра: просветительская и консультативная
деятельность.
В информационно-методическом центре
педагоги могут работать над
своими проектами, разрабатывать авторские
программы спецкурсов, пособия,
уроки. Продуктивная работа
учителей должна обеспечиваться хорошей технической оснащенностью информационно-методическогоцентра. В нем
должны быть аудио- и видео-средства, доступ в Интернет, всенеобходимые основополагающие и
регламентирующие
документыгосударственной политики, документы школы.
Развитие образовательного учреждения
требует иного подхода к планированию, организации и контролю всей методической
службы как сложной динамической системы управления развитием. Особое значение
приобретает содержание деятельности методического
объединения (МО).
Методическое объединение
в школе является
главной структурой,организующей
методическую работу учителей-предметников.
Методические объединения вносят весомый
вклад в дело изучения и
внедрения
в практику технологий личностно-ориентированного
обучения.
Структура их в
школе традиционна:
объединение по преподаванию
одного предмета,
объединение по преподаванию смежных предметов.
В контексте общей методической темы
строят свою работу ШМО учителей.
Задачи МО:
направить деятельность
учителей на овладение ИКТ-технологиями, которые стимулируют активность
учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ребенка;
выявлять,
обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей, анализировать,
апробировать и внедрять
новые формы методического обеспечения образовательного процесса
(учитывается передовой опыт коллег, пропагандируется имеющийся);
учиться глубоко и с пониманием
использовать самоанализ педагогическогопроцесса и
формировать умение обобщать
свой опыт для
выявления возможного профессионального роста педагога как пути
самообразования;
начать осуществление перехода
от эпизодической творческой деятельности к системе инновационной работы на
личностно-ориентированной основе, от инновационной деятельности к
исследовательской, экспериментальной.
Для реализации поставленных задач работа учителей может
вестись последующим направлениям:
обеспечение обязательного минимума
содержания образовательных программ;
совершенствование
педагогического мастерства учителей
посредством организации внутришкольной учебы;
выявление
передового педагогического опыта
и развитие творческого потенциала каждого учителя.
В
процессе работы над решением поставленных задач педагоги должны учиться:
проводить анализ научных достижений; самоанализ своей
деятельности; использовать в педагогической
практике современные методы диагностики и педагогического наблюдения;
осуществлять контроль и анализ ЗУН учащихся по
предмету с учетом зоны развития ребенка;
проводить внеклассную
работу по предмету
с использованием новых педагогических
техник.
На заседаниях МО
учителей могут обсуждаться следующие вопросы: обязательный минимум содержания
образовательных программ; работа с образовательными стандартами; аттестация
членов МО; организация мониторинга результативности образовательного процесса в
школе; вопросы рациональной
организации урока; деятельность учителя по созданию ситуации успеха для каждого
ученика; соблюдение норм педагогического требования; анализ урока с позиций
здоровьесбережения; психолого-педагогический анализ урока в системе
мониторинга.
Таким образом, методическая работа в современной школе - это целостная,
основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на
конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер,
действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и
профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и
повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, а в
конечном счёте - на совершенствование учебно-воспитательного процесса,
достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития личности каждого конкретного обучающегося. |