Рисунок начинают с ограничения места
фигуры в листе двумя горизонтальными линиями, определяющими в нашем
композиционном наброске верх и низ. В этих пределах и идет размещение частей
фигуры. Если фигура не умещается в намеченных границах, лучше начать работу
сначала. Это важно, чтобы приучиться, работая над эскизом, картиной, ставить
фигуры в нужном месте и нужного размера.
Всматриваясь в фигуру, важно проследить
то состояние, которое характерно для различных частей тела при опоре на одну
ногу. Найти их положение помогает представление о вертикальной и горизонтальной
осях тела, о плоскости, на которой стоит фигура, касается ее следками опорной и
свободной ног.
Надо определить центр тяжести рисуемой
модели и установить вертикальную линию, которая, проходя через этот центр,
падает на постамент. Центр тяжести чаще всего проходит через стопу опорной ноги
или около нее и наверху через яремную ямку (дужку) плечевого пояса.
От большого вертела бедренной кости к
середине следка наносится линия, определяющая направление общей формы ноги, на
которой стоит модель. К этой линии, которую наносят по видимому краю
подвздошной кости, намечается направление наклона таза.
Если натурщик стоит правильно, то таз
всегда имеет наклон в сторону ноги, свободной от нагрузки. К линии наклона таза
наносят среднюю линию торса от лобка к пупку и дальше, через мечевидный
отросток - к дужке. При этом заметно, что общий наклон торса идет в сторону
опорной ноги.
Наклон плечевого пояса противоположен
наклону таза. От плечевого пояса наносится линия наклона шеи и наклона головы.
Средняя линия головы, торса, таза —
отправная при рисовании симметричных парных форм.
После выяснения наклона торса наносятся
основные членения по вертикали от яремной ямки (дужки) до лобка, особое
внимание надо обращать на верхний край реберной дуги, на границу больших
грудных мышц, сосков и пупка.
Поставив фигуру, то есть, найдя центр
тяжести, определив осевые положения всей фигуры, торса, рук, шеи с головой,
необходимо думать об основании, на котором находится постановка. Надо правильно
определить горизонт, перспективно верно построить следки ног, основания таких
предметов, как стул, табурет, если натура сидит, и т. д.
Во время работы уточняются пропорции,
при этом желательно не пользоваться подсобными измерениями, сопоставляя части
тела: торс — ноги, длина рук — высота фигуры и т. д. Необходимо следить за
главными продольными и поперечными делениями, что очень важно при определении
поворотов, наклонов, ракурсов форм. Этот этап работы требует большого внимания,
надо охватывать всю фигуру в пространстве, определять ее движения и постановку.
Следующий этап — выявление характера,
взаимосвязи между частями тела с насыщением их деталями и моделировкой.
В рисунке необходимо отразить те
характерные особенности строения и пропорции, которые присущи каждому человеку.
Часто бывает трудно «связать» шею с
плечевым поясом. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо ясно представить
схему конструктивного построения плечевого пояса. Найдя верхнюю плоскость
плечевого пояса, образованную трапециевидным мускулом (нисходящими краями) и
ключицами, определяем основание шеи по средней линии между яремной ямкой и
серединой верхнего края плечевого пояса, которая находится у седьмого шейного
позвонка.
Определив положение и наклон шеи, «увязываем»
голову с плечевым поясом, следя за ее поворотом и наклоном. В решении проблемы «связи»
головы с плечевым поясом очень помогает
определение правильного угла, образуемого скуловой костью и
грудинно-ключично-сосковым мускулом. Всегда нужно учитывать роль этого мускула
в повороте головы.
В верхней части торса находится грудная
клетка, необходимо проследить ee
наружные, четко читаемые формы. Определяя ширину плеч по наружным концам
ключиц, надо обратить внимание на большие надключичные и подключичные ямки, на
соединение ключицы и лопатки — место прикрепления верхних конечностей.
Необходимо проследить за акромиальным отростком лопатки, за соединением
большого грудного и дельтовидного мускулов, придавая большое значение
дельтовидно-грудной борозде.
Определяем местоположение и общую форму
больших грудных мышц, поверхность грудины и ее нижний конец —мечевидный
отросток, форму передне-зубчатых мышц и широчайшую мышцу спины.
На передней части торса надо обратить
внимание на белую линию живота, на сухожильные перемычки прямых мышц и пупок.
Форму таза определяет местоположение и
форма гребней подвздошных костей. В ориентировке здесь важна средняя линия,
начинающаяся от лонного сращения. Надо обратить внимание на паховую и брюшную
складки, мышечный угол наружного косого мускула.
Построение верхних конечностей
необходимо вести параллельно, сравнивая их, обращая внимание на характеристику,
направление и движение форм.
Рисуя руки, надо проследить внутренний и
наружный мыщелок плечевой кости, локтевой отросток и нижний конец локтевой
кости, особое внимание следует обратить на соединение кисти с предплечьем через
лучезапястное сочленение, надо понять его конструкцию, а также конструкцию
пястных костей, пястно-фаланговых и межфаланговых суставов. Необходимо
определить длину отдельных пальцев, а также утолщения в области межфаланговых
сочленений. Большое значение при рисовании кисти имеет определение сухожилий
разгибателей пальцев, проходящих по головкам пястных костей и фалангам пальцев.
Следует обратить внимание на анатомическую табакерку, на углубленную часть
ладонной поверхности кисти.
При рисовании тазобедренного сустава
важно проследить вертельную ямку, наружный вертел бедренной кости. Линия между
вертелами левого и правого бедер намечается параллельно линии верхнего края
таза. При определении формы бедра надо обратить внимание на четырехглавую мышцу
бедра, проследить портняжную мышцу, мышцу, напрягающую широкую фасцию бедра,
среднюю ягодичную и группу приводящих мышц.
Очень важно понять конструкцию и уметь
построить коленный сустав. При работе над коленным суставом необходимо
заострить внимание на надколеннике (коленной чашке), внутреннем и наружном
мыщелках бедренной кости, на головке малой берцовой кости.
При построении голени надо
придерживаться направления переднего гребня большой берцовой кости. Намечая
наружную и внутреннюю лодыжки, следует проследить, чтобы внутренняя лодыжка
была намечена выше наружной.
От головки малоберцовой кости определяем
форму малоберцовой мышцы, намечаем видимые икроножную и камбаловидную мышцы.
При построении стопы особое внимание
надо обратить на голеностопный сустав, где нижние концы костей голени
(внутренней и наружной) лодыжками в виде вилки охватывают блок таранной кости,
проследить за направлением оси стопы, за внутренним и наружными сводами.
Сложный момент — строение пятки основания пальцев.
Очень часто на модели плохо
просматривается или совсем не видна форма отдельных частей тела, ее внутреннее
строение. В таких случаях полезно просить позирующего напрягать отдельные узлы.
Определить границы грудной клетки легче, если натурщик иногда производит
глубокий вздох, намечая зубчатые мышцы, их можно хорошо проследить при
подтянутых руках натурщика.
Рисуя, необходимо чувствовать
конструкцию форм, представлять себе, как одна форма возникает из другой, как
другая переходит в третью и т. д. Чтобы разобраться в сложной форме, надо ее
строить, сначала намечая в виде упрощенной схемы, постепенно в ходе работы
усложняя ее.
Приведение фигуры человека к простейшим
геометрическим формам помогает понять большую форму тела и изображать его в
перспективе. Важно попытаться представить форму как бы прозрачной и рисовать
видимую и невидимую части. Поняв форму и убедившись, что она намечена
правильно, можно стирать невидимые линии.
Во время работы надо сохранить одну
точку зрения, с которой начали рисовать, но нельзя стоять долго на одном месте.
Следует всматриваться в модель со всех сторон, тогда можно лучше понять ту
форму, которую надо отобразить.
Необходимо постоянно анатомически
анализировать форму, это поможет преодолеть поверхностное копирование модели,
даст возможность осознать реальную пластическую форму, подчеркнуть
характеристику основных масс.
В начале работы большое значение имеют
линии как границы форм и как вспомогательный этап при построении формы. Нужно
стремиться к максимальной пространственности, глубине, объемности модели.
Только в тоновом объемном рисунке можно правильно передать пропорции и характер
модели, добиться материальности пластической формы, пространственности и
глубины частей тела.
Нельзя разделять работу над рисунком на
какие-то замкнутые этапы, как построение, постановка, пропорции, моделировка
тоном и т. д. В процессе всей работы от начала до конца эти этапы тесно
переплетаются и требуют постоянного напряжения и работы разума.
Все время необходимо думать о сохранении
цельности света и тени, следить за изменением силы светотеневых контрастов.
Они, как правило, сильнее вблизи от источника света и убывают по мере удаления
от него. Снижают контрасты и на формах, наиболее удаленных от глаза рисующего.
Надо следить за светораздельной линией, которая выявляет строение формы.
Рисунок может быть выполнен очень
скромными средствами в очень легкой тональности. Совсем не обязательно
достигать тех отношений, которые существуют в натуре. Но необходимо выдерживать
отношения от самого светлого до самого темного в пределах задуманной гаммы.
При работе немаловажное значение
приобретает задача решения фона. Им нужно пользоваться очень осторожно, чтобы
он действительно помогал выявлению формы модели. Надо учесть, что отношения в
фоне около освещенных и теневых мест формы различны.
В зависимости от характера объема
меняется ширина и сила контурной линии: она то исчезает, то усиливается.
Человеческое тело не имеет ни одной прямой и геометрически правильной
плоскости, поэтому линия меняется в зависимости от величины составляющих ее
плоскостей, характера их движения и положения по отношению к источнику света.
Линия должна помогать выявлению границ костей, мышц, сухожилий. Линия и тон
должны быть тесно связаны друг с другом, как дополняющие друг друга способы
передачи пластической формы.
Последний этап работы требует охвата
всего в целом, подчинения второстепенного главному, отдельных деталей большой
форме.
При рисовании необходимо приучаться ясно
представлять себе форму в целом, иметь в виду и те части, которых не видно с
данного места. Все части рисунка, все детали должны жить только в связи со
всеми другими, с общим. Сумма частей в искусстве не равна целому, так как целое
— это сумма частей плюс целостность, единство, собранность и соподчиненность
этих частей.
Работая над рисунком человеческой
фигуры, надо добиваться естественности движения, не быть на поводу у модели,
которая двигается, сбивает позу. Необходимо помнить, что изменение положения
формы оставляет неизменной ее пластическую сущность. |