В задачу портретного
изображения модели входит передача сходства, а если студенты достаточно
подготовлены, то и ее психологическая характеристика.
Решение этой задачи во
многом зависит от удачного подбора модели. Желательно выбирать модель с ярко
выраженной индивидуальностью, четко и ясно выраженными деталями головы и
пластически интересными кистями рук. Необходимо делать постановку с расчетом,
чтобы индивидуальные особенности модели, такие как характерные движения головы
и рук, их форма, были максимально выделены, например, с помощью освещения.
Ставя постановку,
необходимо всячески стараться использовать характерную для данной модели позу,
которую она может принять сама, что придает большую естественность всей
постановке. Удачно поставленная модель выполняется студентами с большим
интересом и обеспечивает успешное решение этого задания. Желательно, чтобы
одежда не отвлекала внимания от головы и кистей рук, была простой по форме и
тону, без лишних деталей, тем самым подчеркивая значение главного.
Нужно продумать
организацию пространства за моделью: фон не следует перегружать лишними
деталями, которые будут мешать общей выразительности силуэта и отвлекать
внимание. Если модель на светлом фоне, очень важно при постановке обратить
внимание на характер силуэта — одного из главных средств общей выразительности.
Не видя деталей лица, мы сразу даже на большом расстоянии узнаем знакомого
человека только по силуэту.
Желательно, чтобы
студент, приступая к работе над заданием, в предварительных небольших
рисунках-набросках изучил и понял общий характер модели и решил заранее
композиционный строй будущего рисунка. Все это следует учитывать в самом начале
работы. В дальнейшем, при построении и моделировке головы и рук, нужно будет
обратить особое внимание на присущие данной модели характерные детали и делать
на них акцент.
Можно проанализировать
произведения больших мастеров портрета. У Гольбейна мы видим, как он, в одном
случае, акцентирует внимание на широко расставленных глазах, в другом — на
тяжелом подбородке и выдвинутой вперед челюсти, в третьем — на удлиненном и
заостренном носе. Художник всегда находит те главные особенности и в целом, и в
деталях, которые обостряют характеристику и придают своеобразие изображаемым
людям.
Отбор главного, а также
разная степень проработки деталей играют существенную роль в решении портрета.
Например, Чистяков говорил о работе над головой: «Глаза, зрачки напишите во всю
мочь, чтобы были как живые, остальное можно посвободнее, ноздри и губы тоже
повнимательнее». Это можно отнести и к постановке «Поясной портрет с руками» —
надо обратить внимание на голову, костюм можно писать «посвободнее», руки
необходимо хорошо проработать и «подчинить» голове.
Большое значение в
портрете занимают кисти рук. Они также неповторимо индивидуальны, как и голова,
и требуют к себе внимания не меньше, чем голова. Руки могут передать возраст,
профессию, характер. От выразительности жеста рук во многом зависит раскрытие
характера человека. |