Работа над рисунком начинается с композиционного
размещения изображения на листе бумаги. Предварительно, студент должен
осмотреть натуру со всех сторон и определить, с какой точки зрения выгоднее
(эффективнее) поместить изображение на плоскости. Прежде чем приступить к
рисунку, студент должен ознакомиться с натурой, отметить ее характерные
особенности, понять ее строение.
Изучение натуры начинается с непосредственного
наблюдения. Студент вначале зрительно знакомится с натурой, а затем его
внимание переключается на ее пропорции, характер формы, движение и освещение.
Такое предварительное наблюдение натуры служит ступенью к детальному анализу
объекта.
Изображение начинается легкими штрихами. Нужно
избегать преждевременной загрузки листа ненужными пятнами и линиями. Форма
прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер
большой формы. Если это целая группа предметов (натюрморт), то студент должен
уметь приравнять (вписать) их к единой фигуре, то есть обобщить.
Начинать работу на основном листе можно только после
того, как разработаны композиционные наброски будущего рисунка.
На первых порах большую трудность для студента
представляет определение границ изображаемого. Для этого можно пользоваться
видоискателем - кусочком картона или бумаги, в котором вырезано небольшое
прямоугольное отверстие. Студент, глядя через видоискатель, должен как бы
видеть рамку будущей картины. Размеры рамки устанавливаются в зависимости от
размеров основного листа бумаги. Сделав с помощью видоискателя несколько
композиционных набросков, студент выбирает наиболее удовлетворяющий
поставленной задаче, и начинает работать на основном листе.
Рисунок начинается с композиционного размещения
изображения на листе бумаги. Затем устанавливаются основные пропорции, и
намечается общий вид натуры. Определяется пластическая характеристика главных
масс. На этом этапе работы студент должен научиться видеть основную форму
предмета. Всякий предмет наряду с главными своими частями имеет большое
количество второстепенных деталей. Задача студента - научиться отличать главное
от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание начинающего от основного
характера формы, предлагается прищуривать глаза так, чтобы, форма смотрелась
как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали.
Второй этап - конструктивное выявление формы
предметов при помощи линий. Разная толщина контрастной линии позволяет выявить
воздушность перспективы, конструкцию. Предметы должны выглядеть прозрачными,
стеклянными.
Третий этап – пластическая моделировка формы тоном и
детальная проработка рисунка.
Проработка деталей также требует определенной
закономерности — каждую деталь надо рисовать в связи с другими. Рисуя деталь,
нужно видеть целое. Стадии проработки деталей активного анализа форм, выявление
материальности натуры и взаимоотношения предметов в пространстве - самый
трудоемкий этап работы. Этот этап менее эмоциональный, чем начало и конец работы,
но ответственный потому, что здесь нужно вложить максимум упорного труда,
мобилизовать все свои знания и способности. Студенты на этом этапе должны не
только наскоро зафиксировать видимое, сколько, используя законы перспективы
(как линейной, так и воздушной), строить изображения на основе точного анализа
отношений между всеми элементами формы.
На данном этапе работы происходит детальная
характеристика натуры: выявляется фактура модели, передается материальность
предметов (гипс, ткань) рисунок тщательно прорабатывается в тональных
отношениях.
Когда все детали прорисованы, и рисунок тщательно
промоделирован тоном, начинается процесс обобщения.
Четвёртый этап - подведение итогов. Это последняя и
самая ответственная стадия работы над рисунком. На этом этапе студент подводит
итоги проделанной работы: проверяет общее состояние рисунка, подчиняет детали
целому, уточняет рисунок в тоне (подчиняет света и тени, блики, рефлексы и
полутона общему тону). На заключительном этапе работы желательно опять
вернуться к свежему, первоначальному восприятию.
В настоящее время линейно-конструктивный рисунок
называют линейно-объемным. Форма строится без копирования светотонального
состояния модели при помощи системы линий различной активности, нанесенных
строго с учетом выявления объема конструкции.
Задача заключается не в слепом копировании, а в
необходимости научиться мыслить формой. Штрих, возможный в рисунке, должен
только помогать линии выявить форму («штрих по форме»).
Программа начинается с рисунка простых
геометрических или геометризированных тел, то есть подразумевается, что самая
сложная форма состоит из простых элементов и может решаться геометрически.
Следовательно, многие законы изображения простых тел вполне применимы для
изображения сложных тел.