Главная Мой профиль Выход

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Меню сайта
Статистика


Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » В помощь студентам Терёшкина Наталья Федоровна

Рисунок с гипсовой головы

Благодаря широкому обобщению и четким деталям гипсовая голова с античного слепка — ценное учебное пособие на младших курсах художественного вуза. Рисование ее помогает учащемуся разобраться в построении сложного объема во взаимосвязи его основных частей.

Начальная практика рисования гипсовых слепков служит хорошей подготовкой учащихся к дальнейшему изучению человека на последующих курсах.

Эта работа приучает к точности изображения, тренирует зоркость глаза, дисциплинирует художника, воспитывает в нем эстетический вкус. При работе «с гипса» учащемуся не надо отвлекаться на решение тональными отношениями поверхностей различной окраски, как это происходит при изображении живой натуры, где работа тоном усложняется из-за необходимости передать цвет глаз, волос, движение головы и другое; на гипсовой же модели этого нет.

При рисовании живой головы учащемуся все время приходится отбирать из множества деталей наиболее существенные, в гипсовых слепках такой отбор проведен ранее скульптором.

Постановка гипсовой головы в условиях мастерской начинается с выбора слепка классического образца, установки его на подставку неподалеку от плоскости стены и освещения головы сверху под небольшим углом.

Искусственный свет для этой цели подходит больше, так как тени остаются неподвижными, хорошо расчленяются полутона, видны рефлексы и общий светораздел по объему головы.

Процесс работы с натуры имеет отдельные стадии, на первой из которых определяется положение головы в пространстве при помощи серединной линии — поворот, наклон, берется ее размер по отношению к листу. Разместив изображение головы на плоскости, намечают размеры основных частей лица: от теменной кости до надбровных дуг (высота лба); от надбровных дуг до основания носа, от основания носа до нижнего края подбородка — нижняя лицевая часть.

Местонахождение глазных впадин, обрамленных надбровными дугами, верхними краями скуловых костей, проверяется от переносицы, далее намечаются височные кости, лобные бугры, слуховые отверстия и т. д.

Изменения ширины лицевой части, носа, рта, скуловых костей, размеры верхней и нижней челюстей непосредственно связывают с поворотом головы по вертикали, при этом как детали общего объема все они перспективно сокращаются. Такую закономерность легко проследить в натуре, линейно сравнивая части переднего и дальнего планов. С низкого горизонта можно наблюдать, как вертикальные плоскости лба, носа, скул, челюстей сокращаются. В то же время горизонтальные плоскости: под подбородком, у основания носа, свода глазниц увеличиваются.

При наклоне головы размеры тех же плоскостей изменяются в обратном направлении.

При рисовании головы в ракурсе задание усложняется, выполнить его может человек подготовленный, хорошо представляющий, как происходит сокращение плоскостей формы в глубину или как увеличиваются их размеры по мере приближения к зрителю.

Голова органически связана с плечевым поясом посредством шеи. Чтобы найти ее размеры (например, в профиль), можно провести две параллельные вспомогательные линии, одна из которых пройдет через седьмой (шейный) позвонок к атланту, другая возьмет начало в соединении ключиц (у яремной впадины). Между этими линиями заключен видимый объем цилиндрической формы, в него вписываются грудинно-ключично-сосцовая, пиловидная мышца, гортань, в ней — адамово яблоко и другие детали. Кроме того, чтобы увязать шею с плечевым поясом, необходимо понять и выразить ее динамику.

Движение шеи органически вытекает из положения головы, так у Давида, Лаокоона, Геракла это хорошо видно. Некоторые античные головы по своей величине в несколько раз больше головы человека, в них сохраняется определенное соотношение частей, их взаимосвязь. Имея дело с такими масштабами, учащийся в работе, кроме глазомера, прибегает к дополнительным средствам проверки, измерений, как прямой пользуется карандашом, отвесом, проводит вспомогательные линии и т. п.

Такие средства себя оправдывают, так как проследить от начала до конца в натуре ось большого объема, проверить пропорции на глаз не так просто.

Сокращение основных частей головы в пространственном удалении необходимо рассматривать в общем объеме, стремясь построить их возможно точнее, контролируя соотношения величин, надо периодически и по мере необходимости возвращаться к проверке целого.

Цельность восприятия натуры возникает в результате тренировки глаза, непрерывных упражнений.

Во второй стадии работы после линейного построения головы переходят к моделированию формы по частям, выдерживая соразмерность деталей и степень их тоновой насыщенности. Света, собственные и падающие тени на модели по мере удаления от софита ослабевают в тоне, приближаясь к источнику света, в соответствии с законом контраста света и тени усиливаются. По тому же закону у освещенной части гипсового слепка головы фон (плоскость стены) смотрится темнее, а с теневой стороны той же модели она светлее.

В световой зоне анатомические подробности головы осязаемы более конкретно. Чтобы проследить всюду за переходом одной формы в другую, передать в рисунке тончайшие колебания ее поверхности, необходимы знания костей и мышц. Без этого невозможно выразить содержание модели, почувствовать основу, на которой держится оболочка формы.

Работая над античными слепками, полезно поставить рядом голову анатомической фигуры, исполненную Гудоном либо Донателло.

Чтобы уяснить связь между мышцами головы и костной основой черепа, его нужно порисовать.

Изучение строения головы имеет место не только во время рисования учебных пособий, но и в длительном рисунке, где учащийся постоянно стремится применить свои знания конструктивных основ и пластической анатомии на практике.

В творческом процессе такие знания помогают глубже осознать и выразить пластическое содержание формы головы в рисунке. Преодолевая трудности, связанные с построением деталей, необходимо помнить и о других возможных недостатках: чрезмерном округлении формы, затушевывании объема, излишней черноте, путанице тональных отношений.

Когда голова пролеплена, найдены ее характер и движение, лицевая часть воспринимается как композиционный центр рисунка, а остальное ей подчинено, в таком случае в завершающей стадии оставшееся время необходимо использовать для обобщения. Проверяя общую основу построения головы в своем рисунке, надо стараться привести ее в состояние широко и цельно увиденной большой формы.

Рисующий должен чувствовать и передавать красоту совершенной формы образа, его художественную ценность. В этой связи полезно делать штудированные рисунки отдельных частей прекрасной головы Давида.

Кроме длительного рисования слепков с античных голов, может быть такое задание, как голова в двух поворотах на одном листе. По времени это короткий рисунок (10—12 часов на каждый поворот), в то же время это и композиционное задание. Положение голов в плоскости или планах определяются в эскизе, который затем переносится на планшет. Найдя соответствующие точки зрения и определив уровни горизонтов, рисуют головы с натуры поочередно, переходя с одной точки зрения на другую через каждые 25-30 минут. Построение голов с различных точек зрения обязательно, сокращение внешних форм и конструктивной основы головы под влиянием поворота или наклона в рисунке должны быть осознаны и умело выражены. При изображении трех голов рисунки на листе должны быть хорошо скомпонованы, каждая голова построена, при этом степень законченности рисунков должна быть разной. При выделении одной головы на листе две другие решаются как подсобные и моделируются общо.

Для исполнения задания рекомендуются графитные и угольные карандаши: средней твердости, ТМ, В; из мягких — 2М, 2В, ретушь № 2 и другие; обычная рисовальная бумага хорошего качества или полуватман.

Осваивать многочисленные технические приемы рисования, различные материалы необходимо в набросках с самого начала обучения. Надо использовать возможности видеть в натуре памятники, скульптуру, делать с них альбомные зарисовки (рисовать от себя, по представлению), развивая остроту глаза и наблюдательность.

Добавил: Елена (05.11.2015)
Просмотров: 746
Поиск